Главная Вопросы и проблемы безопасности ГТС

Вопросы и проблемы безопасности ГТС

Что же такое гидротехника? Гидротехника – это и наука об использовании водных ресурсов рек, озер, морей и подземных вод для общественных нужд, о борьбе с  вредным воздействием водной стихии с помощью гидротехнических сооружений, и отрасль техники, осуществляющая эти задачи. Более конкретно задачи гидротехники - это снабжение водой населенных пунктов, промышленных предприятий, отвод отработанных сточных вод из населенных пунктов и промышленных предприятий; обеспечение наилучших условий для рыбного хозяйства; подвод и использование воды для орошения земель и отвод воды с заболоченных территорий; использование энергии движущейся воды для выработки электроэнергии и т.д.

На сегодня на территории Российской Федерации располагаются более 37750 гидротехнических сооружений, которые делятся по классам, виду хозяйственной деятельности, виду собственника и действующему уровню безопасности гидротехнических сооружений. К I классу относятся 113 комплексов (0,3%), ко II классу  - 376 комплексов (1,0 %), к III классу – 616 комплексов (1,7 %), к IV классу - 36 071 комплексов (97,0%). Большинство гидротехнических сооружений построены от 30 до 70 лет тому назад. Учитывая давность постройки большинства комплексов гидротехнических сооружений, их нормативный срок эксплуатации исчерпан на 60-100%.  Большинство гидротехнических сооружений III и IV классов отработали свой установленный срок службы, либо этот срок (50 лет) заканчивается. Эти данные приведены старшим государственным инспектором Ростехнадзора Матвеенковым Ф.В. в журнале «ГИДРОТЕХНИКА XXI ВЕК». Исходя из вышесказанного сегодня в Российской Федерации остро стоит вопрос организации продления установленного срока службы сооружений, для этого требуется проведение экспертизы для каждого отдельно взятого гидротехнического сооружения  с учетом действующих на него факторов и нагрузок, что позволит повысить безопасность ГТС.

На водных объектах России, по мнению доктора технических наук Кривошея В.А. (журнал «Гидротехника» № 4(29) 2012) существует 3 крупных проблемы. Одна из которых связана с безопасностью гидротехнических сооружений. Аварийность на российских ГТС превышает среднемировой показатель в 2,5 раза. Ежегодно на ГТС происходит до 60 аварий со средним ущербом в действующих ценах до 10 млрд. рублей. За последние 20 лет произошло множество аварий и катастроф.
Наиболее крупные из них:
1.    В 1993 году в Свердловской области было разрушено Киселевское водохранилище, в результате чего был затоплен город Серов, а общий ущерб, по данным в ценах 1993 г., составил 63,3 млрд. рублей.
2.    В 1994 году в Башкортостане была разрушена Тирлянская плотина. Погибли 29 человек, ущерб в ценах 1994 г. – 52,3 млрд. рублей. В этом же году разрушена западная нитка самого большого в мире Пермского шестикамерного шлюза. Это сооружение не восстановлено до настоящего времени.
3.    В 1998 году в результате мощных заторов на средней и нижней Лене в зоне затопления оказались 203 населенных пункта с населением более 500 тыс. человек. Были затоплены 15403 жилых дома, из которых полностью были разрушены 483, эвакуировано 52 тыс. жителей, 26 человек погибли. Суммарный ущерб от наводнения составил более 2 млрд. рублей.
4.    В 2001 году в результате затопления г. Ленска были полностью разрушены 2692 дома и повреждены 1527 домов. Из зоны затопления пришлось эвакуировать 41 тыс. человек. Общий ущерб составил более 8 млрд. рублей.
5.    В 2002 году в результате разрушения напорного фронта Невинномысского гидроузла на р.Кубани в Южном федеральном округе было разрушено и повреждено около 40 тыс.домов, пострадало примерно 380 тыс. человек, погибло 114 человек. Общий ущерб превысил 18 млрд. рублей.

Аналогические ситуации складывались в 2005, 2006 и 2007 годах, где были затоплены тысячи домов и важнейших объектов экономики.

К сожалению, должных выводов сделано не было, в результате чего получили новые еще более страшные аварии – Саяно-Шушенская ГЭС, затоплен г. Крымск. На Саяно-Шушенской ГЭС при аварии погибли 75 человек, ущерб составил примерно 40 млрд. рублей. В 2012 году в Крымске погибло более 160 человек. В августе 2012 года произошло наводнение на р. Нечепсухо Туапсинского района Краснодарского края. Всего за период кратковременного паводка было подтоплено 800 домов, пострпадало 1500 человек (из них 275 детей), 4 человека погибли.

Причинами возникновения подобных ситуаций является отсутствие эффективной системы управления водным хозяйством и неспособности принимать превентивные меры.

Различное ведомственное подчинение приводит к работе сооружения по разным «требованиям и законам», различный, «случайно набранный» эксплуатационный персонал, не имеющий требуемых знаний и соответствующих квалификаций. Кадры должны подбираться не по принципам клановости и сервильности, а по профессиональным качествам, умению владеть проблемами и способностью их решать. Специалистов нет ни в МПР России, ни в Минтрансе, нет квалифицированных специалистов и в федеральных агентствах, а отсюда нет четкого понимания, что нужно делать.
Серьезного внимания требует и нормативно-правовое обеспечение.